Как установить «симфонию» в мт4

Добавление MP3 в штатную Symphony 2 — бортжурнал Audi A4 Delfingrau 2002 года на DRIVE2

Штатная магнитола вполне устраивает, за исключением отсутствия в ней поддержки mp3 или хотя бы aux входа.Решено произвести небольшой допилинг.У китайцев куплена встраиваемая плата mp3 декодера

Характеристики:support signal switch directly.Support USB, TFsupport USB/TF/FM/LINE switch.MP3/WMA, WAV lossless music decoding chip.

support USB/TF card switch, PREV, NEXT, fast forward, fast rewind, volume, EQ, play/pause, stop, single repeat, mute, shutdown and direct election.support FAT16,FAT32 file system.Support for MP1 Layer3,MP2 Layer3,MP3 Layer3 version of the song.

Support 32-320 KBPS MP3 songs.

support power off memory function: memory play songs and volume before power off.

Есть аналогичные платы с блюпупом.

Обратите внимание

Идея добавления AUX в эту магнитолу не нова, первоначальную подготовку делаем по отчету на АК www.audi-club.ru/forum/showthread.php?t=188622.Лично у себя шлейф от магнитной головки подключать вообще не стал.

Там же в теме есть схемы обманок кассетной части (чтобы магнитола думала что кассета вставлена).

Таким образом мы получили линейный вход. Втыкаем его в плату.и получаем полную херню (трески, шипение). А дело в чем, мы паялись к кондерам фильтрующим.

а на китайской плате на выходах аналогично стоят кондеры, но меньшей емкости и вместе они дают такой эффект.

Для устранения его необходимо либо повесить перемычку на кондеры китайской платы, либо их выпаять и все равно поставить перемычку.

Питание платы интересный момент. Хочется чтобы плата включалась и выключалась вместе с магнитолой, поэтому тупо вешать на 12в приходящие смысла нет. Находим на плате стабилизатор на 10в с маркировкой IC884 (NEC 2410A) и берем плюс питания на плату с его третьей ноги (почему 10в. на плате меньше греется стабилизатор да и работает она где то от 6в). Минус можно взять там же рядом.

В итоге мы получаем включение и выключение платы вместе с магнитолой.Временно разместил в бардачке. Потом планируется переместить его куда нибудь в район пепельницы.

В итоге получаем за смешные деньги поддержку мп3, радио с нормальными частотами(у пиндосов шаг сетки частот другой и не все ловится), и тот самый AUX для подключения внешних источников звука.

Качество звучания сравнимо с CD, ну точно не хуже. Запоминает время и трек на котором был выключен и продолжает играть с него.Из минусов. не работает штатное управление с магнитолы.

ну за такие деньги что ж вы хотели.

Такой вот получился бюджетный yatour или xcarlink =)

Важно

upd. В режиме TAPE магнитола не реагирует на 3 кнопки (AS, RDS и P.SCAN), этого вполне достаточно для управления воспроизведением, попробуем приколхозить к ним. Ну а выбор режимов радио и AUX можно делать и открыв бардачек, тем более не часто это требуется. Продолжение следует.

Источник: https://www.drive2.ru/l/6304635/

Symphony CMS: Установка и обновление системы — LOCO.RU

Пошаговая инструкция как установить или обновить Symphony CMS, чтобы лежало “под рукой”

  1. Скачайте последнюю сборку с http://symphony-cms.com/download/releases/current на компьютер.
  2. Разархивируйте.
  3. По FTP загрузите файлы на сервер. Вы загружаете не саму папку, а именно её содержимое. То есть, вы хотите чтобы index.php оказался в директории куда вы устанавливаете Symphony.
  4. По желанию. Если вы начинаете совсем новое приложение (не хотите устанавливать пример по умолчанию в ), вы можете удалить папку /workspace.
  5. Права доступа. 

На корневую папку и папку symphony/ – 777.

На workspace/ – рекурсивно 777 (с подпапками).<\p>

Замечание: После установки мы вернём нужные права как надо.

Установка Symphony CMS по SSH

  1. Соединитесь по SSH в директорию куда собрались ставить Симфонию.
  2. Выполните команду (смотря что поддерживает сервер – wget или curl):wget http://symphony-cms.com/download/releases/current && unzip symphony-n.n.n.zip && rm symphony-n.n.n.zip && mv symphony-n.n.n/* . && rmdir symphony-n.n.n(Если используете wget – замените n.n.

    n с номером версии Symphony)curl -L http://symphony-cms.com/download/releases/current > symphony.zip && unzip symphony.zip && rm symphony.zip && mv symphony-n.n.n/* . && rmdir symphony-n.n.n

  3. По желанию. Если начинаете с completely clean system, можете удалить папку workspace/:rm -R workspace
  4. Не забудьте про права на папки :chmod 777 symphony .

    chmod -R 777 workspace

Запуск скрипта установки

Введите в строке браузера http://yourdomain.com/install.php.

Удивитесь насколько он потрясающ на вид.

Environment Settings

  • Root path: This should be automatically pre-filled for you.

Website Preferences

  • Name: Enter a name for your website.
  • Date and Time
    • Region: Choose the region of the world in which your site is based.
    • Date Format: Select a date format to be used in the admin interface.
    • Time Format: Select a date format to be used in the admin interface.

Database Connection

  • Database: Ия базы данных
  • Username: Enter your MySQL username.
  • Password: Enter your MySQL password.
  • Advanced Configuration
    • Host: Enter the MySQL host name, if applicable. Otherwise, leave the default value (localhost).
    • Port: Enter the MySQL port, if applicable. Otherwise, leave the default value (3306).
    • Table Prefix: Enter the desired table prefix, if applicable. Otherwise, leave the default value (sym_).
    • Use compatibility mode: Tick this box if your host doesn’t allow character sets and collations to be specified for tables. Otherwise, leave unticked.

Permission Settings

  • Files: Enter desired permissions for files created by Symphony, otherwise leave the default value (755).
  • Directories: Enter desired permissions for directories created by Symphony, otherwise leave the default value (755).

Источник: http://loco.ru/materials/65-symphony-install-update

Замена магнитолы Audi Symphony II на Audi Concert III — ЧАСТЬ1 — logbook Audi A4 Avant – Красный Геккон 2004 on DRIVE2

Думал, скажу, несколько месяцев и в итоге надумал, что всё-таки оно мне надо!

Расшифрую для начала названия:Audi Symphony II — штатная 2-х диновая магнитола AUDI, устанавливалась с завода на машины AUDI A4 в кузове B6, имеет внутри себя 6-ти дисковый CDCHANGER, который читает только АУДИО диски, так же имеет кассетную деку ) ) ) — производитель PANASONIC.Так выглядит магнитола Audi Symphony II:

Audi Concert III — штатная 2-х диновая магнитола AUDI, устанавливалась с завода на машины AUDI A4 в кузове B7, имеет на борту привод, читающий MP3CD на 1 диск — производитель BLAUPUNKT.Так выглядит магнитола Audi Concert III:

Решил поменять свою штатную 2-х диновую магнитолу Audi Symphony II на магнитолу не менее штатную, только от кузова B7 Audi Concert III.

Основные преимущества Audi Concert III перед симфонией 2:Audi Concert III читает MP3 дискиAudi Concert III имеет (на мой вкус) более привлекательный видAudi Concert III имеет кнопку MuteAudi Concert III имеет более большой экранAudi Concert III играет лучше чем симфония2

Audi Concert III имеет возможность доподключить функцию Aux IN

Минусы установки Audi Concert III
антенная часть под симфонию2 устроена в машине иначе чем у Audi Concert III и радио принимается хуже (надеюсь изучить эту проблему и побороть её в итоге), насколько я понял у концерта3 2 разъёма антенных под разнесённые антенны с 2-мя отдельными усилителями, а у симфонии 1 усилитель.

дописано 06.12.2012когда я всё это делал, я доподлинно не знал как устроена антенная часть, но сейчас наткнулся на один отчётик с красивыми понятными фотками

вот этот

в котором автор объясняет нам с красивыми картинами, за что какой кабель отвечает, так вот кабель чёрного цвета — это АМФМ антена, а кабелёчек тоненький с жёлтым маленьким разъёмом fakra — это ни что иное, как вторая часть радиоантенны, т.к. она разнесённая и усилитель в зависимости от уровня приёма на каждой части антенны переключается между ними, такой же принцип у телевизионных автомобилных приёмников, работающих от 4-х усых антенн. Из этого следует, что для подключения антенны радио, лучше всё-таки покупать не одинарный разъём, как я купил, а сразу вот такой двойной
затем разбирать жёлтый разъём и вставлять его в сдвоенный
тогда видимо всё будет работать в штатном режиме в плане приёма радио

в Audi Concert III нет чейнджера на 6 дисков как у симфонии2, там просто привод на 1 диск.

Итак! Для того, чтобы поменять одно головное устройство на другое понадобятся несколько вещейключи для снятия магнитолы

переходник питания, т.к. на симфонии разъёмы ISO стандарта, а на концерте другого.

Такой же переходник применяется для подключения магнитолы Audi RNS-E (магнитола с экраном и возможностью подключения ТВ и НАВИгации)переходник антенны, тоже не совпадают типы разъёмов

Первым делом демонтируем старую магнитолу. Чтобы её вынуть вставляем 4-ре спецключа в щели по 4-м сторонам уголками в стороны наружных краёв, как это показано на фото ниже:

Совет

и вытаскиваем магнитолу из посадочного гнезда.Затем отключаем от неё все разъёмыпитание и акустику, а так же разъём внешнего чейнджераи антенные
после чего симфония2 оказывается у нас в руках и более нас уже не интересует.

Следующая часть:
Установка концерта3

Источник: https://www.drive2.com/l/288230376152470849

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»: история, видео, содержание, интересные факты

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории.

Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Узнать, как сочинялось произведение, и при каких обстоятельствах было впервые исполнено, а также содержание и множество интересных фактов можно на нашей странице.

История создания

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании.

По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку.

Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу.

Обратите внимание

Композитор решил использовать в симфонии ранее начатую пассакалью, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова.

Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: « Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война.

Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны.

Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них.

Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе.

За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран.

Важно

Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини.

Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича.

Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители.

Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Интересные факты:

  • Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.
  • С момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.
  • Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Times», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.
  • В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.
  • Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония».
  • Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения.
  • Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.
  • Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта».
  • В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.
  • Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.
  • Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.
  • Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.
  • Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.
  • На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.
  • После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».
  • Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.

Использование музыки в кинофильмах

На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века:

  • «1871» (1990);
  • «Военно-полевой роман» (1983);
  • «Ленинградская симфония» (1958).

Содержание

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

  • I часть написана в сонатной форме без разработки. Роль части – экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но в то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» – это мир войны, гнева и смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу.
  • II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.
  • III часть является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.
  • Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

«Ленинградская симфония»  Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа.

Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом.

И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Ленинградскую симфонию»

Источник: https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/shostakovich-leningradskaya-simfoniya

М. Друскин – Очерки, Статьи, Заметки

Речь пойдет о венской классической модели — бетховенской в первую очередь — и о некоторых ее модификациях в XIX столетии, отчасти XX. Предлагается не эскиз истории симфонии, в целом достаточно изученной, а попытка определения типологии жанра.

Изложение дается тезисно, В специальном исследовании каждый тезис следовало бы подробнее обосновать, здесь же представлены краткие разрозненные заметки, не претендующие на сквозное развитие.

Тем самым поставленная задача лишь намечена, но никак не исчерпана.

Опера — детище эпохи барокко. (В позднеренессансный период наметились только подступы к ней, отсутствовал главный коммуникативный фактор — публичность.

) Связанная с интонированием слова, манерой подачи речи, характером зрелищности, предопределявшим в известной мере драматургию спектакля, опера с момента зарождения сразу заявила о своей национальной принадлежности, что явственно проявилось в XVII веке в антагонизме двух традиций — итальянской (Монтеверди) и французской (Люлли).

В дальнейшем вырабатывались структурные типы спектаклей, приобретавшие наднациональное значение (итальянская opera seria, французская Grand Opera и т. п.). Эти типы адаптировались и по-своему перерабатывались в различных национальных школах.
Симфония — детище века Просвещения.

В процессе ее становления слились и объединились завоевания различных европейских национальных культур — итальянской (разработка сонатно-коицертных принципов), французской (выработка стандартов оркестровых составов), австро-немецкой (формирование принципов мотивно-тематической разработки), чешской (формообразующее значение динамического фактора у «маи-геймцев») К В горниле классической венской симфонии переплавились общеевропейские национальные традиции и — в противовес опере и в полном согласии с универсалистским духом Просвещения— в преддверии XIX века она приобрела, как жанр, наднациональную значимость. Позднее разветвились специфически национальные типы ее претворений.

Разнонаправленность оперы и симфонии, которые заняли высшую ступень в иерархии жанров, соответствовала главнейшим общественным институтам нового времени — театральным и филармоническим залам, В той же мере, в какой архитектурно отличаются их здания — снаружи и изнутри, — столь же качественно различна аудитория, их посещающая.

Подобный дуализм установился к началу XIX века и с некоторыми отклонениями сохранился по сей день. Сказанным, разумеется, не отрицается наличие межжанровых связей между оперой и симфонией, идейных, образных, структурных. Это живой процесс взаимодополнения.

Совет

Как более молодой жанр, симфония поначалу немало заимствовала от оперы, что убедительно показано в труде В. Копен «Театр и симфония». Онера и позднее могла воздействовать на симфонию (например, у Малера); если же принять во внимание ее театрально-зрелищную, дескриптивную природу, то спектр воздействия окажется еще шире (начиная с Берлиоза).

В свою очередь и опера обогащалась завоеваниями симфонизма. (Симфонизировалась не только опера, но —с Чайковского— и балет,)

Тем не менее эти жанры — антиподы.

Как ни условна опера (а черты условности, символики и т. п.

усилились в XX веке), она стремится к жизнеподобию — к воспроизведению реально-предметного, ибо апеллирует не только к уху, но и к глазу; с другой стороны, сколь бы ни была конкретно-программной симфония, ее содержание излагается отвлеченно — в «снятом» («абстрагированном») виде, как сказал бы Гегель.

Любой музыкальный жанр по-своему условен — исходит из определенной конвенции, исторически обусловленной той социальной функцией, которую он некогда, в своих истоках, выполнял. Приметы «генетического кода» длительно сохраняются; М. Бахтин именовал это «памятью жанра».

Так, автономная музыкальная конструкция мессы возникла из ритуала missa lectu—читаемой молитвы.

Со временем ограничения ритуала преодолеваются —- у нидерландцев возобладает имманентно-музыкальное развитие, а на протяжении XIX века литургическое (церковное) предназначение мессы элиминируется, но в общей архитектонике композиции, исходящей из словесного (латинского) текста, и в семантике отдельных частей сохраняется «память жанра» (см.

Missa so-lemnis Бетховена, много позднее — мессы Яначека, Стравинского, Пуленка и других; еще более разительна трансформация траурной мессы — реквиема, начиная с Берлиоза пли Верди вплоть до Военного реквиема Бриттена). Иное в симфонии, и в этом— особое со. положение в генетике жанров: те из них, которые послужили основой в формировании, теряли присущие им функциональные черты: будучи синтезированными, они приобрели новую социальную предназначенность. Истоки симфонии многосоставны и ни к одному корню не сводимы. Подобно тому, как запечатлен в симфонии общеевропейский опыт, так и в самой ее жанровой природе заложен универсальный характер.

Стравинский прозорливо заметил, что симфония родилась из танца. (В ином толковании аналогичную мысль сформулировал Вагнер.) Это справедливо, если иод тапцевальиостью разуметь количественно необъятную область оркестровой (точнее: аисамблево-оркестровой) музыки барокко и раннего классицизма.

Не заняв главенствующего положения в жанровой иерархии, она служила опытным полем для синтеза инструментальных жанров (увертюры, кассации, серенады и т. п.). По функции это Tafelmusik или, как бы мы сейчас сказали (определение приблизительное), область развлекательной музыки.

Обратите внимание

Сотни таких произведений поставляли Телеман, Штёльцель, Граупнер и другие; так начинал Гайдн, отчасти Моцарт.

Если когда-либо будет изучен обширнейший рукописный материал, пребывающий в архивах, отчетливее прояснится небывалый качественный скачок, который свершился в последней трети XVIII века: венская классическая симфония из области «развлекательной» переключилась в самую высокую сферу «серьезной» музыки.

Симфония в толковании Бетховена, равно как во многих предшествовавших ему произведениях Моцарта и Гайдна — самая крупная автономная музыкальная конструкция (автономная в смысле независимости от слова или сценического действия).

Она предустановлена быть таковой не только по содержательности, что само собой разумеется, но и по длительности и объемности звучания. Длительность — фактор временной, объемность — пространственный. Длительность требует коммуникативной коидентрированности восприятия, пространственности акустаческого простора.

Поэтому в отличие от камерной практики Tafelmusik симфония обращена к большой аудитории, призвана звучать в большом (филармоническом) зале. В концертных программах она занимает первенствующее положение, подобное тому, которое отводилось в прежней церковной литургии мессе.

(Тут можно усмотреть некоторую параллель: симфония воспринимается с «храмовой», если позволено так выразиться, сосредоточенностью.)

(С этой точки зрения «Камерная симфония» — наименование, введенное Шёнбергом в 1906 году,—оксюморон, то есть прием несоответствий, в данном случае эпитета называемому объекту, вроде «горячий снег», «оглушительная тишина», «черное золото» (уголь) и т. п. Приведенное наименование характерно для кризисного состояния в эволюции симфонии, которое обозначилось в начале XX века.)

Симфония могла приобрести статус универсальной концепции тогда, когда типизировался общеевропейский оркестровый норматив. (Это взаимообратимый процесс: симфония установила такой стандарт и в то же время она не могла состояться до тех пор, пока он не был установлен.

) «Инструмент» симфонии — постоянно изменчивый, динамически гибкий баланс оркестровой звучности.

Данный «инструмент» отличается от других инструментов своей многослойной объемностью, что обеспечивает, в отличие от сольных или камерно-ансамблевых сонатных циклов, качественно иной уровень концепционности.

Римский-Корсаков учил: композитор, пишущий оркестровую музыку, должен не перекладывать ее на оркестр, а уметь мыслить оркестрово. Добавим: не всякий композитор, умеющий оркестрово мыслить, может написать полноценную симфонию — он должен обладать способностью симфонически мыслить, то есть мыслить в пространственно-временных категориях масштабной конструкции.

(Возможна аналогия с мно-гослойностыо большой формы романа: закономерности его развития отличны от литературы малых форм, в том числе повести.

) И если дозволено определить в композиторском творчестве специфику оперного мышления, где, вероятно, одним из главных факторов является дар портретиста (в характер ист и ке действующих лиц п сценических перипетий, в умении видеть сцену), то дли симфониста главное — способность отвлеченно мыслить или, точнее, дар в передаче диалектики автономно развивающейся музыкальной мысли — в самом широком толковании этого неточного понятия. Процессуальность — основа музыки симфонии. По сравнению с другими инструментальными жанрами она выражена в симфонии с наибольшей широтой и многозначностью (предпосылки к тому указаны выше). В процессуальное™ симфонии находят отражение глубинные жизненные процессы, в том числе психические. А это означает: в отвлеченном проявляется реальная действительность, ее конфликты и противоречия, духовные искания.
Все это преломлено в сознании личности творца н запечатлено в его творениях. Чайковский называл симфонию самой лиричной формой в музыке — иначе говоря, именно в симфонии полнее всего сказываются разные стороны миросозерцания композитора.

Отвлеченное, умозрительное обычно считается прерогативой немецкого склада мышления. Суждение неточное, как и любое выделение доминанты в национальном характере. Отсюда следует столь же произвольный вывод, будто симфония явилась порождением немецкой культуры. Осторожнее высказывается В.

Коней: «На австро-немецкой земле сложились богатейшие традиции инструментальной музыки, в которой жизненные явления преломлялись через строй отвлеченной мысли.

Важно

Именно под ее воздействием венская классическая симфония утратила жанровый облик, свойственный итальянской сонатно-симфонической школе, и возвысилась над бытовым танцевальным характером старовенской симфонии». Сформулировано четко, и это полностью соответствует тому, что мною ранее сказано. Все же требуется внести корректив.

Классическая модель симфонии сформировалась в Вене, а выдающимися симфонистами являлись австрийцы (Гайдн, Моцарт, Шуберт, Брукнер, Малер) либо — в меньшем числе — немцы, деятельность которых органично включилась в венскую музыкальную жизнь (Бетховен, Брамс).

Были, правда, в XIX веке композиторы, не порывавшие с Германией (Мендельсон, Шуман), но незыблемый фонд мирового симфонизма, который поныне служит основой концертного репертуара и образцом для тех, кто обращается к жаиру симфонии, оказался связанным с австрийской традицией.

Показательно в этом отношении сопоставление двух современников на рубеже XIX—XX веков — Малера, автора десяти симфоний (последняя не закончена) и Рихарда Штрауса, мастера симфонической поэмы, родоначальником которой был, кстати, Лист, обосновавшийся в Веймаре. И еще одна деталь: Малер-симфонист, десятилетиями дирижировавший в музыкальном театре, не создал ни одной оперы, а Штраус—- полтора десятка. Чем же обусловлена такая роль Вены?

Сделаем краткий исторический экскурс.

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/druskin_ocherki23.htm

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Лингвисты и прочие семиотики полагают, что в фольклоре заключено глубинное знание о модусах бытия. Возьмем, к примеру, такое произведение устного народного творчества: “Баба плавала в пруду, Ей заплыл карась куда-то.

Карася, конечно, жалко, Но рыбалка есть рыбалка”. Как тут не согласиться с учеными: частушка исчерпывающе описывает множество этих самых модусов.

В том числе — премьеру балета “Симфония в трех движениях” в постановке Раду Поклитару.

Поклитару человек талантливый и умный — достаточно, чтобы понимать: информация существует в информационном поле, потому лучше самому сказать правду, чем ждать, пока тебя в ней уличат. Вот он и режет правду-матку, прямо на сайте Мариинского театра.

Мол, некто Анна Матисон затеяла снимать фильм с Сергеем Безруковым в роли хореографа, по сюжету тот ставит балет, каковой балет и позвали сочинить Раду. А тот практично рассудил: надо вместо одноразового использования в кино предусмотреть многоразовую эксплуатацию на сцене.

То есть ввести сочинение в репертуар Мариинского балета.

Особенно Поклитару напирает на то, как ему нравится исполнять заказ. По его словам, идея взять в качестве музыкальной основы именно “Симфонию в трех движениях” Стравинского принадлежит госпоже Матисон, ее же синопсис.

Раду спрашивают: Стравинский писал эту музыку под впечатлением о войне, будут у вас военные аллюзии? “Подобный текст мне озвучил Валерий Абисалович на нашей первой встрече.

До этого я не хотел делать никакого марша военных, но это условия заказа — и это классно! В итоге военные аллюзии в спектакле есть”. Рыбалка есть рыбалка…

Госпожа Матисон, прежде трудившаяся на ТВ корреспондентом и продюсером, в прошлом сезоне дебютировала в Мариинском театре в качестве режиссера, сценографа и художника по костюмам оперы Римского-Корсакова “Золотой петушок”, а затем — либреттиста и оформителя балетов “Бемби” и “В джунглях”.

То есть под оболочкой очаровательной молодой женщины скрывался буквально титан Возрождения, и даже немножечко непонятно, отчего она до сих пор робеет стать хореографом. Или дирижером.

Совет

С другой стороны, скромность украшает гения, так что за пультом стоял Валерий Гергиев, за хореографию отвечал Поклитару, а себе Анна Матисон, кроме идеи и синопсиса, оставила опять лишь сценографию с костюмами.

Вот что получилось.

Сначала на видео парки прядут красную нить жизни какого-то неустановленного лица. Потом, уже наяву, нить оказывается веревкой, унизанной красными лоскутами. Из копошащейся на полу биомассы (фигуры обтянуты пестро-грязными комбинезонами, лица измазаны, на головах колтуны) выклевывается некто — к нему веревка и прицеплена.

То есть это пуповина. Ее отрывают, он скидывает убогую одежонку и предстает вторым солистом Юрием Смекаловым. “Он” (так персонаж называется в программке) в телесного цвета трусах и чем-то перепачкан. Потом тем же манером рожают “Ее” (корифейка Светлана Иванова).

Биомасса не слишком изобретательно мечется (в постановке метаний хореограф явно вдохновлялся творчеством Б.Я. Эйфмана), пока не приходит пора Второму движению. Опускается белый задник, на фоне которого разворачивается па-де-де, перетекающее в па-де-труа: к героям присоединяется одна из парок.

Эта богиня судьбы то ли обучает неопытного парня, как вести себя с дамой в известной ситуации, то ли у нее на мужчин jus primae noctis (право первой ночи). Особенно впечатляет, как она, лежа, сжимает его шею бедрами, а он, тоже, соответственно, лежа, выкатывается из ее ног, словно из лезвий ножниц.

Кроме того, хореография насыщена хитрыми поддержками из невероятных позиций, выдумывать которые Поклитару, как мы знаем по прежним работам, такой мастак.

Однако биомасса не дремлет.

В Третьем движении по заднику, размножаясь делением, расползаются имперские видеоорлы, сабли и прочие милитаристские штучки, кордебалет переоделся в полувоенное и неистово марширует, покамест — само собой, не без участия парок (забыл сказать: все трое работают в таких устрашающих то ли париках, то ли шапках, что их самоотверженностью нельзя не восхищаться) — короче, все это роение в конце концов героев уконтрапупило.

Вообще-то “военные аллюзии” запросто могли бы оказаться какими-нибудь другими — например, экологическими (как у позднего Бежара, очень беспокоившегося насчет загрязнения планеты).

Обратите внимание

Но господин Поклитару знай нахваливает работодателей как раз за то, что у него “нет расхолаживающей свободы маневра”. Зато она, как оказалась, есть у госпожи Матисон: Сергей Безруков, сообщают СМИ, бросил ради нее жену.

То бишь появился фактор, который, есть надежда, отвлечет его избранницу от опер и балетов. Хотя бы временно.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2016/01/14/Ribalka_est_ribalka/

Бетховен. Симфония No. 4 (Symphony No. 4 (B-dur), Op. 60)

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

Четвертая симфония — одно из редких в наследии Бетховена лирических сочинений крупной формы. Она озарена светом счастья, идиллические картины согреты теплом искреннего чувства. Не случайно эту симфонию так любили композиторы-романтики, черпая из нее как из источника вдохновения.

Шуман называл ее стройной эллинской девушкой между двумя северными исполинами — Третьей и Пятой. Закончена она была во время работы над Пятой, в середине ноября 1806 года и, по словам исследователя творчества композитора Р. Роллана, была создана «единым духом, без обычных предварительных набросков…

Четвертая симфония — чистый цветок, хранящий благоухание этих дней, самых ясных в его жизни».

  • Бетховен — лучшее в интернет-магазине OZON.ru

Лето 1806 года Бетховен провел в замке венгерских графов Брунсвик. Сестрам Терезе и Жозефине, прекрасным пианисткам, он давал уроки, а их брат Франц был его лучшим другом, «дорогим братом», которому композитор посвятил законченную в это время знаменитую фортепианную сонату опус 57, называемую «Аппассионатой» (Страстной).

Любовь к Жозефине и Терезе исследователи относят к наиболее серьезным чувствам, когда-либо испытываемым Бетховеном. С Жозефиной он делился самыми тайными своими мыслями, спешил показать ей каждое новое сочинение.

Работая в 1804 году над оперой «Леонора» (окончательное название — «Фиделио»), ей первой играл отрывки, и, возможно, именно Жозефина стала прообразом нежной, гордой, любящей героини («всё — свет, чистота и ясность», — говорил Бетховен).

Ее старшая сестра Тереза считала, что Жозефина и Бетховен были созданы друг для друга, и все же брак между ними не состоялся (хотя некоторые исследователи считают, что отцом одной из дочерей Жозефины был Бетховен). С другой стороны, домоправительница Терезы рассказывала о любви композитора к старшей из сестер Брунсвик и даже об их обручении.

Во всяком случае, Бетховен признавался: «Когда я думаю о ней, сердце у меня бьется так же сильно, как в тот день, когда я встретил ее впервые». За год до смерти Бетховена видели плачущим над портретом Терезы, который он целовал, повторяя: «Ты была такая прекрасная, такая великая, подобная ангелам!» Тайное обручение, если оно действительно состоялось (что оспаривается многими), приходится как раз на май 1806 года — время работы над Четвертой симфонией.

Премьера ее состоялась в марте следующего, 1807 года, в Вене. Посвящение графу Ф. Опперсдорфу, быть может, явилось благодарностью за предотвращение крупного скандала.

Этот случай, в котором в очередной раз сказался взрывной темперамент Бетховена и его обостренное чувство собственного достоинства, произошел осенью 1806 года, когда композитор гостил в поместье князя К. Лихновского.

Важно

Однажды, почувствовав себя оскорбленным гостями князя, настойчиво требовавшими, чтобы он играл для них, Бетховен наотрез отказался и удалился в свою комнату. Князь вспылил и решил прибегнуть к силе.

Как вспоминал об этом несколько десятилетий спустя ученик и друг Бетховена, «не вступись граф Опперсдорф и несколько других лиц, дошло бы до грубой драки, так как Бетховен уже взялся за стул и готов был хватить им по голове князя Лихновского, когда тот взломал дверь в комнату, где заперся Бетховен. К счастью, Опперсдорф бросился между ними…»

Музыка

В медленном вступлении возникает романтическая картина — с тональными блужданиями, неопределенными гармониями, таинственными отдаленными голосами. Но сонатное аллегро, будто залитое светом, отличается классической ясностью. Главная партия упруга и подвижна, побочная напоминает простодушный наигрыш сельских свирелей — фагот, гобой и флейта словно переговариваются между собой.

В активной, как всегда у Бетховена, разработке в развитие главной партии вплетается новая, певучая тема. Замечательна подготовка репризы.

Торжествующее звучание оркестра стихает до предельного пианиссимо, тремоло литавр подчеркивает неопределенные гармонические блуждания; постепенно, нерешительно собираются и все более крепнут раскаты главной темы, которая и начинает репризу в блеске tutti — по выражению Берлиоза, «подобно реке, спокойные воды которой, внезапно пропадая, выходят снова из своего подземного русла лишь затем, чтобы с шумом и грохотом низвергнуться пенящимся водопадом». Несмотря на ясную классичность музыки, четкую расчлененность тем, реприза не является точным повтором экспозиции, принятым у Гайдна или Моцарта — она более сжата, а темы предстают в другой оркестровке.

Вторая часть — типичное бетховенское адажио в сонатной форме, сочетающее напевные, почти вокальные по складу темы с непрерывной ритмической пульсацией, которая придает музыке особую энергию, драматизирующую развитие. Главную партию поют скрипки с альтами, побочную — кларнет; затем главная приобретает страстно-напряженное, минорное звучание в изложении полнозвучного оркестра.

Третья часть напоминает часто представленные в симфониях Гайдна грубоватые, полные юмора крестьянские менуэты, хотя Бетховен, начиная со Второй симфонии, отдает предпочтение скерцо.

Оригинальная первая тема сочетает, подобно некоторым народным танцам, двудольный и трехдольный ритм и построена на сопоставлении фортиссимо — пиано, tutti — отдельных групп инструментов.

Трио изящно, интимно, в более медленном темпе и приглушенной звучности — словно массовую пляску сменяет девичий танец. Этот контраст возникает дважды, так что форма менуэта оказывается не трех-, а пятичастной.

Совет

После классического менуэта финал кажется особенно романтичным. В легких шуршащих пассажах главной партии чудится кружение каких-то легкокрылых существ. Переклички высоких деревянных и низких струнных инструментов подчеркивают шутливый, игровой склад побочной партии.

Внезапно взрывается минорным аккордом заключительная партия, однако это лишь набежавшее облачко в общем веселье. В конце экспозиции задорные переклички побочной и беззаботное кружение главной объединяются.

При таком легком, незамысловатом содержании финала Бетховен все же не отказывается от довольно пространной разработки с активным мотивным развитием, которое продолжается и в коде.

Ее шутливый характер подчеркнут внезапными контрастами главной темы: после общей паузы ее интонируют первые скрипки пианиссимо, завершают фаготы, имитируют вторые скрипки с альтами, — и каждая фраза заканчивается долгой ферматой, словно наступает глубокое раздумье… Но нет, это просто юмористический штрих, и ликующий бег темы завершает симфонию.

А. Кенигсберг

Публикации

Главы из книг

Бетховен. Четвертая симфония (classic-music.ru)

Источник: https://www.belcanto.ru/s_beethoven_4.html

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? – люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической “сущности”.

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) – некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении – колледже) – даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.

Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.

4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику “СОЛЬФЕДЖИО”. Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин.  Все напетые 94 номера.


ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет “Элементарная теория музыки” в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса

Источник: http://www.lafamire.ru/index.php?catid=52:2010-10-17-14-53-23&id=1632:-40-kv-550-&Itemid=98&option=com_content&view=article

Д. Шостакович. Первая симфония фа минор

Уже в своей первой симфонии юный Шостакович продемонстрировал незаурядный талант и вдохновение. Ниже рассмотрим философию этой симфонии и основные художественные и выразительные моменты всех четырёх частей Первой симфонии Шостаковича.

Альма-матер

Как и юный Пушкин, Шостакович тоже продемонстрировал незаурядное мастерство и творческую силу ещё будучи студиозусом. Молодой композитор обучался в Петроградской консерватории — старейшем высшем музыкальном заведении России — куда Шостакович поступает в четырнадцатилетнем возрасте.

Разница с Царскосельским периодом Пушкина и консерваторскими годами Шостаковича разве что в разных житейских обстоятельствах их учёбы. Обучение Шостаковича пришлось на конец Первой мировой войны, революции 1917 года, последующей интервенции и гражданской войны.

Маленький консерваторский паёк, ранняя смерть отца вынудили молодого Шостаковича работать тапёром в одном из кинотеатров Петрограда. Это была совсем не та спокойная беззаботная жизнь, которая окружала молодого Пушкина в Лицее. Шостакович к концу обучения в консерватории уже успел испытать горечь не только бытовых, но и творческих разочарований.

Неудачным было его желание начать карьеру концертного пианиста-исполнителя. Он даже в припадке уныния «по-гоголевски» уничтожил многие свои рукописи.

Как у юного Пушкина был свой поэтический покровитель в лице Державина, так и у Шостаковича подобным музыкальным покровителем стал русский композитор, дирижёр, профессор Петербургской консерватории А.К. Глазунов.

Это он открыл композиторский дар у молодого Дмитрия, когда тому было всего тринадцать лет, после чего Глазунов постоянно следил за его профессиональным становлением и был его наставником.

Его же хлопотами состоялось и исполнение Первой симфонии молодого компониста.

Первая симфония — это дипломная экзаменационная работа девятнадцатилетнего Шостаковича по окончании композиторского отделения в 1925 году. Она была исполнена 12 мая 1926 года в Ленинграде симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Николая Малько. Её исполнение стало большим успехом совсем ещё молодого композитора.

Поэтому известную картину Репина «Пушкин на лицейском экзамене Царском Селе 8 января 1815 года» можно отчасти считать и иллюстрацией триумфа дипломной работы молодого Шостаковича. Эту симфонию вскоре услышали и в Европе, и в Америке.

Репин «Пушкин на лицейском экзамене Царском Селе 8 января 1815 года»

Грамматика и диатоника

Но более интересна другая параллель между Пушкиным и Шостаковичем — не биографическая, а художественная.

Первая половина девятнадцатого века — это формирование современного русского литературного языка. Это знает каждый студиозус. И каждый студиозус знает, что огромная заслуга в этом формировании принадлежит Пушкину. Мы даже современный литературный русский язык называем пушкинским.

Действительно, в первой половине 19 века споры о вопросах языка, которые вела между собой российская пишущая братия, были повсеместными.

Спросить между делом писателя о том, а знает ли он, что такое, например, родительный падеж, было в то время в порядке вещей.

Обратите внимание

И Пушкин в этих дискуссиях о языке и грамматике тоже участвовал и даже временами исправлял какие-то грамматические ошибки в своих произведениях.

Из особенностей современного пушкинского русского языка можно выделить три основных момента: с одной стороны — это упрощение и опрощение литературного языка, приближение языка к живой речи и отсутствие отдельного высокого изящно-утончённого литературного стиля. То есть пушкинский литературный язык — уход от эффектности, красивости к функциональности и выразительности.

С другой стороны русский литературный язык не смешивается с просторечьем, областными и народными говорами. Литературный язык становится строже фонетически, морфологически и лексически, и ему присуще грамматическое однообразие и унификация. С третьей же стороны грамматика не превращается в догму.

Как писал Пушкин, «грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».

Что же касается музыки, то первая половина уже века двадцатого — это формирование уже современного русского музыкального языка. Потому что диатоника — та же самая грамматика в музыке: не предписывает законов музыки, но изъясняет и утверждает её обычаи.

Большое влияние на это формирование принадлежит именно Шостаковичу. Например, достаточно послушать хотя бы выпускников нынешних композиторских отделений — все сплошь полифонисты и любители помучить экзаменаторов тритонами.

Музыкальный язык Шостаковича по духу одинаков с пушкинским литературным языком. Один к одному. Это отвращение от высокопарности, изысканной утончённости и стремление к простоте и точности выражения чувств и мыслей.

И уже в своей Первой симфонии Шостакович верен этому пушкинскому духу, когда обманывает старика Глазунова, обещая сделать начало первой части более изысканным, но в итоге всё-таки оставляет первоначальное «неблагозвучие».

Важно

Поэтому, слушая произведения Шостаковича, не забывайте заглянуть в партитуры его произведений, если хотите более внимательно познакомиться с особенностями музыкального языка Шостаковича.

Начало партитуры симфонии №1

Скачать партитуру симфонии №1 Д. Шостаковича

Не романтик

По логике жизни, следовало бы ожидать, что первые произведения молодого Шостаковича должны быть данью романтизму. Хотя бы потому, что романтизм в творчестве — это обычная «детская болезнь» творческой молодости.

Под «романтизмом» имеется в виду не любовная лирика, а инфантилизм и претенциозность художественного мышления, неприятие реальной жизни и придумывание какой-то своей собственной действительности.

Обычно романтизм у художников с возрастом проходит, но некоторые до конца жизни так и продолжают кутаться в белый или чёрный романтический плащ.

Однако музыка молодого Шостаковича, в том числе и Первая симфония, не является романтической. Этот антиромантизм Шостаковича, конечно, можно пытаться объяснить трудными обстоятельствами его молодой жизни и ранним взрослением. Но вот у Пушкина молодость была совсем не отягощена трудностями, но он романтизмом тоже особо не страдал.

Дело тут, скорее, в природе русской классической культуры и искусства, которая по своей сути антиромантична. Например, наиболее жёстко на этот «романтизм» обрушился русский кинорежиссёр Андрей Тарковский.

Очевидно, что классика, в том числе и русская, и романтизм черпают своё вдохновение из разных источников. Если романтизм берёт своим истоком вдохновения всю такую из себя эфектную древнюю и античную мифологию — молодость человечества, то классическое искусство вдохновляется ясностью античной философии.

Более того, русское классическое искусство где-то подспудно ставит своим эстетическим идеалом безыскусность Евангелия и евангельских притч. Поэтому романтизм эстетически всегда выражает себя в спецэффектах.

Совет

А русская классическая эстетика даже в танце избегает эффектности итальянского или французского стиля и стремится к жизненной органичности и искренности.

Attitudes effacees: a — французский; б — русский; в — итальянский. Из книги «Основы классического танца», Ваганова А.

Жизнь в своей искренности — тема Первой симфонии Шостаковича. Жизнь — как многослойная действительность без подмены, без претенциозности, без спецэффектов — «без искусства», как выражались в эпоху Пушкина..

Содержание Первой симфонии Шостаковича

Первая симфония Шостаковича состоит из четырёх частей. Общая продолжительность произведения чуть более 30 минут.

Как сказано выше, Первая симфония — это желание отразить жизнь. Первая часть симфонии это музыкальный образ жизни беззаботной, безмятежной. Той не пафосной жизни, которая видна и слышна, если, например, распахнуть окно и выглянуть на улицу, и там эта самя жизнь пахнет и шевелится.

Начинается первая часть и сама симфония вспомогательной полифонической темой в исполнении трубы с сурдиной, фагота, кларнета, как будто коты за окном прыг-прыг, скок-скок — перекликаются между собой.

Основные же две темы первой части можно назвать условно «барышня и хулиган». Основная тема маршевая, задорно-задиристая, а вторая — лирическая, в ритме вальса. Обе темы явственно отражают мужское и женское жизненные начала.

Рис. к первой части симфонии №1 Шостаковича

♫ Фрагмент первой части симфонии №1 Шостаковича

Вторую часть симфонии можно озаглавить, например, как «жизнь и грёзы» или «жизнь и кинематограф». Хотя бы потому, что во второй части звучит партия «тапёра» — партия фортепиано, которое само по себе не часто используется в симфонической музыке.

Эта фортепианная партия как бы аккомпанирует, как тапёр в немом кино, двум основным темам, одна из которых опять-таки мужская, а вторая лирическая женская.

Большая половина второй части симфонии написаны в гротескном стиле, напоминающей всю эту искусственную выдуманную жизнь, которую показывают широкой публике в иллюзионах «фабрики грёз».

Рис. ко второй части симфонии №1 Шостаковича

♫ Фрагмент второй части симфонии №1 Шостаковича

Обратите внимание

Третью часть можно назвать «жизнь и судьба». Это красивая медленная часть, где полифонически соединены две темы. Первая тема, тема жизни, развивается певуче, кантабиле. А над ней рефреном постоянно повторяется — пам, па-па-пааам, пам, пам — тема судьбы. Ещё один замечательный пример, что демонстрирует главное качество полифонического таланта Шостаковича — выразительность.

Рис. к третьей части симфонии №1 Шостаковича

♫ Фрагмент третьей части симфонии №1 Шостаковича

И несколько раз в третьей части возникает мелодия траурного марша — вот как внезапно появившаяся похоронная процессия за окном. Эта третья часть о реализме жизни, на горизонте которой всегда присутствует смерть, если, конечно, без романтизма на жизнь смотреть.

Четвёртая часть Первой симфонии является продолжением третьей, и обе эти части у Шостаковича обычно играются без перерыва. Молодому композитору она далась тяжело.

Потому что после грустной, пессимистичной и даже трагичной третьей части, очевидно, стояла задача противопоставить в четвёртой части жизнеутверждающие оптимистические мотивы. Сам по себе Шостакович трагиком не был.

Но оптимизм коварен, в нём легко сфальшивить и впасть в романтический витализм — ля-ля-ля, жизнь хороша!

Последняя часть симфонии похожа на постоянное преодоление приступов разочарования и жизнеотрицания. Но это раз за разом преодоление волн пессимизма и отчаянности приводит в итоге к накапливанию жизненной энергии, жизненной отчаянности в смысле смелости, которая взрывается жизнеутверждающим коротким и очень мощным всепобеждающим финалом.

Рис. к четвёртой части симфонии №1 Шостаковича

♫ Фрагмент четвёртой части симфонии №1 Шостаковича

Такая вот философия и художественность заключена в самой первой симфонии Дмитрия Шостаковича.

Ⓜ ⬇ 2015-04-04

  • ≡ Оглавление книги «Симфонии Дмитрия Шостаковича»
  • ⏏ Главная

Источник: http://belursus.info/dsch/i.php?c=dsch1

Ссылка на основную публикацию