⅛ БАЗАРЧИК (индикаторы, советники, шаблоны… для МТ4 и МТ5) – Биржа & Форекс
Стратегия на графиках Ренко “DSS+CCI”.Автор: Natali от 2015-05-29.
Мы уже знакомили посетителей сайта AvtoForex.ru с таким интересным видом графиков, как графики Ренко, а также рассматривали стратегию торговли Forex Racer на их основе.
Сегодня мы рассмотрим очередную интересную авторскую систему DSS+CCI (Renko), для которой характерна довольно активная торговля.
Что касается результатов ее использования в прошлом, то в течение последних шести месяцев в 2014 году стратегия, при правильном ее использовании в терминале четырехзначного брокера, принесла около 650 пунктов прибыли при просадке в 150 пунктов.
Но не стоит забывать, что для снижения рисков при ее использовании необходимо всегда следовать правилам мани менеджмента Forex. Ведется торговля в первую очередь по валютному инструменту GBP/USD, второстепенными для использования по стратегии могут быть любые валютные пары с участием доллара.
Скачать avtoforex.ru/strategii/360-strategiya-na-grafikah-renko-dsscci.html
После скачивания архива и его распаковки файлы из папки MQL4 копируются в каталог данных, а папка emplates копируется в корневой каталог установленного терминала МетаТрейдер 4. Если у Вас возникнут трудности с установкой файлов стратегии – обязательно ознакомьтесь с этим материалом.Для понимания принципов стратегии DSS+CCI (Renko) важно первым делом подготовить терминал и график Ренко! И только потом приступать к изучению и освоению принципов и правил стратегии.
В архиве со стратегий DSS+CCI (Renko) находится советник RenkoExpertAdvisor.mq4, рисующий графики Ренко. Как его установить и как настроить платформу для работы с графиками Ренко – подробно расписано в статье Торговая стратегия Forex Racer, о которой мы уже упоминали выше.
Советник RenkoExpertAdvisor из архива renko-dss-cci-system.rar полностью аналогичен советнику из архива stretegija_forex_racer.rar, поэтому, не будем повторяться и еще раз описывать его установку. Идем на эту страницу и настраиваем терминал для отображения графиков Ренко.
После проделывания всех подготовительных работ и привязки к графику шаблона стратегии DSS+CCI (Renko), он будет выглядеть следующим образом:Рис. 1. Вид графика с шаблоном стратегии DSS+CCI.[h3]Правила торговли по стратегии DSS+CCI (Renko).
[/h3]Сама система основана на следующих индикаторах:[list][*]- индикатор DSS с параметрами 12, 14, с уровнями 20, 50, 80;[*]- индикатор CCI с периодом 14 и с уровнем 0. [/list]Для заключения сделки на покупку по Форекс стратегии на графиках Ренко DSS+CCI необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:[list][*]- индикатор DSS на текущий момент расположен ниже уровня 50, а его цвет поменялся на зеленый;[*]- CCI находится выше отметки 0, при этом первое и второе условие должны выполняться одновременно;[*]- при открытии следующего кирпича графика Ренко совершается вход в покупку:[/list]Рис. 2. Пример сделки на покупку по стратегии DSS+CCI.Для всех сделок (и на покупку, и на продажу) выставляется уровень стоп-лосса на расстоянии 33 пункта от цены открытия ордера.Сделка будет переводиться в безубыток, как только будет образовано 4 зеленых кирпичика, причем не обязательно, чтобы они появились подряд. Понятно, что сделка должна на этот момент находиться в положительной зоне. В противном случае – сделка находится в отрицательной зоне после того, как появились 4 кирпичика, перевод в безубыток будет осуществляться сразу же после закрытия очередного кирпича в положительной зоне.
[h4]Правила для заключения сделки на продажу.[/h4]Условия для заключения сделки на продажу по стратегии на графиках Ренко предполагают нахождение индикатора DSS выше уровня 50 и смену его цвета на красный. Одновременно и индикатор CCI должен находиться ниже нулевой отметки.Закрываться сделка на покупку будет при смене цвета индикатора DSS с зеленого на красный. В нашем примере сделка продолжает держаться открытой, так как смена цвета индикатора еще не произошла. Если сделка находится в отрицательной зоне, то выход из позиции до достижения стоп-лосса будет осуществляться после получения противоположных сигналов.
При открытии следующего кирпичика за тем, на котором появились сигналы, совершается сделка на продажу с установкой стоп-лосса на расстоянии 33 пункта:Рис. 3. Пример сделки на продажу по стратегии DSS+CCI.Как и в случае со сделками на покупку, сделки на продажу должны переводиться в безубыток после появления 4 кирпичиков красного цвета.
Конечно же, все это при условии, что цена находится в положительной зоне. Если цена на этот момент будет находиться в отрицательной зоне, то перевод в безубыток осуществляется сразу же по преодолению ценой минусовой зоны.Закрытие ордера осуществляется при смене цвета индикатора DSS.
Выход из сделки до достижения стоп-лосса при нахождении цены в отрицательной зоне осуществляется только при появлении противоположных сигналов.
В качестве дополнений к правильному использованию Форекс стратегии на Ренко DSS + CCI следует отнести необходимость игнорирования сигналов на вход, если кирпич, на котором образовались эти сигналы, имеет хвост размером более 20 пунктов.
Это обычно происходит в моменты резких скачков цены, например, при выходе важных экономических новостей. Также следует обращать внимание и на то, что для повторного входа в сделку в одном и том же направлении необходимо дождаться смены цвета индикатора DSS не менее чем в двух точках.
Источник: https://groups.germany.ru/showmessage.pl?Number=28121314&Board=325032
Стратегия консерватор – строгие правила, четкая прибыль
31.08.2017
Торговая стратегия – неотъемлемая составляющая трейдинга. Без четких правил не будет и прибыли. Хаотичные действия оставим молодым и не опытным новичкам. В данной статье мы рассмотрим подход под названием Консерватор. В чем его особенности и как правильно торговать. Подробнее читайте в статье.
Индикаторный подход
Индикаторный подход, к которому относится рассматриваемая нами стратегия, пользуются широким распространением среди трейдеров. И это не удивительно. Ведь четкие сигналы исключают человеческий фактор.
Достаточно лишь научиться понимать подаваемые сигналы и в нужный момент входить в сделки. Согласитесь, такой подход более рационален, чем просто смотреть на график и пытаться предугадать его движение.
И если опытные трейдеры иногда способны интуитивно спрогнозировать тенденции на основании своего опыта, то начинающим такой подход не сулит ничего, кроме убытков.
Не будем испытывать судьбу, а лучше изучим некоторые несложные правила по которым можно открывать плюсовые сделки.
Инструменты ТС
Метод Консерватор включает несколько индикаторов. В совокупности они дают определенные сигналы о существующей рыночной тенденции.
- Индикатор MTI. Синяя линия, которая определяет среднее значение ускорения или замедления текущих котировок. Инструмент отлично работает на начальной стадии и в середине тренда. Небольшие погрешности возможны при угасании тенденции на рынке.
- Индикатор SIFIR. Это комбинированный инструмент, который включает в себя 2 линиий – SIR и FIR. SIR – темно-коричневая линия позволяет определить наличие тренда. При + показателях указывает на восходящий тренд, при отрицательных – нисходящий. Индикатор FIR – темно-оранжевая линия, представляет собой «быструю» оценку ситуацию на рынке и позволяет с высокой чувствительностью отслеживать любые, даже самые незначительные изменения цены.
- Индикатор DIR. Выглядит как 3 линии нанесённые на график цен. Где, D1 быстрая – красного цвета, медленная D2 – черного, а голубая линия D3 считается контрольной.
- Скользящие средние.
Торговля может вестись на любых активах на временных интервалах выше 1 часа. Не рекомендуется использовать меньший таймфрейм, так как увеличивается количество ложных сигналов.
Правила торговли
Для начала разберемся со сделками SELL. Чтобы открыть позицию на продажу будем следовать следующим правилам:
- скользящие средние расходятся на графике
- свеча закрывается на уровне ниже красной линии;
- показатели sifir и dir колеблются в районе ниже нулевой отметки.
Открываем торговлю в направлении продажи по существующей стоимости. Не забудем минимизировать риски и поставим ограничитель убытков за скользящию линию в виде пунктира. “Взять” прибыль нужно будет вручную, без выставления фиксаторов. Так как это трендовая тактика, выходим из рынка в момент пересечения скользящих линий.
Операции на покупку валюты будем производить по следующему алгоритму:
- наблюдаем расхождение скользящих средних;
- свеча сигнальная закрылась выше красной линии;
- показатели sifir и dir располагаются выше нулевой отметки.
Стоп-лосс и тейк-профит – аналогично покупке.
Заключение
Мы изучили с Вами еще одну стратегию форекс под названием консерватор. Она дает отличное качество исполнения сигналов. Это достигается благодаря используемым инструментам. Индикаторы со всех сторон анализируют тенденцию и дают подсказки на вход и выход.
Взаимодействие торговых элементов позволяет оптимально оценить ситуацию и неплохо на этом заработать. Одним из преимуществ подхода консерватор можно отметить рациональное соотношение прибыли и рисков.
Опробуйте ее в деле! И если она вызовет у Вас сложности, изучите другие стратегии на нашем сайте.
Источник: https://news-hunter.pro/fxindicators/strategiya-konservator-strogie-pravila-chetkaya-pribyl.pro
10 cтратегий брендов, которые пошли против правил рынка — Маркетинг на vc.ru
Конспект книги Адама Моргана и Марка Холдена «Низвержение»
Международная медийная сеть PHD выпустила книгу «Низвержение: 10 способов рассказать о бренде-челленджере», в которой поделилась методами продвижения новых брендов для привлечения клиентов и развития бизнеса. В книге находятся описания разных стратегий и интервью с представителями компаний, которые противопоставили себя лидерам рынка. Редакция vc.ru публикует краткий конспект книги.
Согласно этой стратегии, бренд позиционирует себя как компания, которая близка рядовым потребителям. При этом она противопоставляет себя лидерам рынка. Представители таких фирм говорят, что гиганты рынка эксплуатируют людей и пытаются на них нажиться, а «защитник» заботится о них.
Стратегия:
- Честный и открытый диалог.
- Увлекательный контент и быстрая обратная связь.
- Использование средств общения, наиболее популярных среди простых людей, — например, социальных сетей.
- Создание материалов, достойных новостного освещения.
- Избрание официального представителя для своего проекта.
Почему клиенты реагируют на эту идею? «Они бьются на моей стороне: выиграют они — выиграю и я».
Пример.
Kulala — южноафриканский лоукостер, который противопоставляет себя крупному авиаперевозчику South African Airlines. Слоган компании: «Kulula — для простых людей».
Директором по маркетингу Kulula Хайди Брауэр рассказала, что компания удачно использовала Чемпионат мира по футболу, который проходил в ЮАР в 2010 году. В то время, когда большинство перевозчиков поднимало цены, Kulula оставляла их на прежнем уровне. На это фирма указывала в своих рекламных кампаниях.
«Миссионер»
Бренды типа «миссионер» имеют чёткую цель, которая противопоставлена основным правилам рынка. Кроме того, компании пытаются донести свою идею до широкой аудитории. «Миссионеры» активно продвигают перемены, прежде всего в самих реалиях на рынке, потому что считают эти реалии этически или идеологически неверными.
Стратегия:
- Начать на местном уровне и постепенно наращивать мощность.
- Представлять определенную точку зрения и постоянно творчески обновлять способы ее доведения до сведения клиентов.
- Находиться на одной арене с успешными конкурентами, использовать каналы коммуникации, через которые можно передавать сообщение в более развернутой форме.
- Использовать контекстную рекламу для соединения основной темы своей кампании с популярными темами, обсуждаемыми в обществе.
Почему клиенты реагируют на эту идею? Благодаря отождествлению себя с убеждениями челленджера о положении дел в определенной отрасли (и тем, какое место он должен занимать в мировом масштабе).
Пример.
Производитель джинсов Hiut Denim базируется в городе Кардиган в Уэльсе. Сооснователь компании Дэвидом Хайэттом рассказал, что идея бренда заключается в том, чтобы вернуть рабочие места в город, где джинсовые производства были остановлены из-за кризиса.
«Демократизатор»
Компании такого типа стараются сделать доступным для массового потребителя то, что раньше было исключительным или элитным. Например, дизайнерские и модные разработки или возможность участия в телетрансляциях.
Стратегия:
- Говорить о наступлении новой эры, проводя молниеносные кампании в СМИ
- Обращаться напрямую к потребителю.
- Привлекать к работе лидеров общественного мнения.
- Широко освещать истории о своих успехах.
- Поощрять тех, кто перешел к ним от конкурентов.
Почему клиенты реагируют на эту идею? Такой бренд дает им доступ к миру, который они ранее считали недоступным.
Пример.
OLPC (One Laptop Per Child — «Каждому ребёнку по ноутбуку») — ассоциация, основная миссия которой, дать детям из развивающихся стран знания в том же объёме, которые есть у младшего поколения в Европе и США.
Исполнительный директор OLPC Родриго Арболеда считает, что информатика помогает детям развивать критическое мышление, дисциплину и умение делиться. Именно поэтому её ассоциация поставляет знания с помощью ноутбуков.
«Вольнодумец»
Бренды-вольнодумцы используют для продвижения юмор, скандалы и провокацию. Они пытаются вывести своих противников из зоны комфорта. За счёт этого такие компании привлекают большое внимание СМИ. При этом «скандальная» слава создаёт определённый риск для «вольнодумцев», поэтому в их командах должны работать люди, вдохновлённые бунтарским духом.
Стратегия:
- Поддерживать оживленную дискуссию против основополагающих концепций определенной категории.
- Выстраивать тактические действия.
- Активно использовать в повседневной деятельности специалистов по пиару и юристов.
Почему клиенты реагируют на эту идею? По причине отождествления себя с позицией компании, ее особым характером и определенной непочтительностью к авторитетам.
Пример.
Ирландская букмекерская контора Paddy Power развилась с помощью продвижения в онлайн-медиа. В её штате есть постоянная должность «Директора по озорству».
Первая реклама Paddy Power была посвящена Папе Римскому. На автобусных остановках рядом с церквями компания разместила плакаты с сообщением: «Принимаются ставки на то, что Папа Римский перейдет в команду “Глазго Рейнджерс”, 1000–1». Помимо отзывов с недовольством, Paddy Power получила предложения от рекламных агентств, которые захотели заняться продвижением бренда.
«Консерватор-просветитель»
Компании со стратегией консерваторов сознательно отрицают новые тенденции и нормы поведения, так как защищают почти утраченные ценности. Согласно позиции брендов этого типа, мир сошёл с ума, и консерваторы открыто об этом заявляют. Несмотря на стремления сохранить старые ценности, им необходимо внедрять изменения: время работы магазина, стиль упаковки, и другое
Стратегия:
- Четко и убедительно представлять отличную от господствующей в отрасли позицию.
- Четко определить для себя основные постулаты отрасли.
- Показать свое отличие от вышеназванных постулатов по разным каналам.
Почему клиенты реагируют на эту идею? Невероятно жесткая позиция, которую занимает челленджер, провоцирует их и заставляет задуматься.
Пример.
Компания по производству тёмного эля Newcastle Brown Ale основана в Англии. Для выхода на рынок США маркетологи Newcastle Brown Ale детально изучили прошлое своего бренда и воссоздали его образ сильного, харизматичного консерватора.
Директор по бренду в США Newcastle Brown Ale Чарльз Ван Эс рассказал, что применяет для проведения внутренних презентаций:
В интервью Ван Эс рассказывает, как с помощью честности привлечь внимание аудитории и выделиться на фоне крупных конкурентов: Budweiser, Stella и Coors.
«Человечный человек»
Компании этого типа становятся убедительными благодаря подходу, основанному на «человечности». Они бросают вызов обезличенному общению крупных брендов с потребителями. На первый план они выдвигают общение с конкретными представителями фирмы. Таким образом между брендом и потребителем выстраиваются тесные человеческие отношения.
Стратегия:
- Начните изнутри и пригласите своих сотрудников представить ваш бренд в социальных сетях.
- Постоянно уделяйте внимание обслуживанию клиентов как на собственных каналах коммуникации, так и в социальных сетях.
- Предоставьте вашим клиентам возможность вести диалог напрямую, круглосуточно следите за вашими сообществами в социальных сетях.
- Творчески используйте истории успеха своих клиентов.
Почему клиенты реагируют на эту идею? «Наконец-то я вижу настоящих людей, которые хорошо понимают, что мне нужно».
Примеры: мелкие производители пива, шоколадного мороженого и других подобных повседневных товаров крафтового производства.
Пример.
Тони Шей, исполнительный директором онлайн-магазина одежды и обуви Zappos, рассказала, что компания сфокусировалась на индивидуальном подходе к клиентам: на день рождения они получают подарки, учитывающие личные предпочтения каждого покупателя. Этот подход влияет на продолжительность разговора с клиентом по телефону: в Zappos считают, что чем дольше длится звонок, тем лучше.
«Визионер»
Бренды типа «визионер» показывает реальную пользу от своих продуктов, которая выходит за рамки рынка. Они выступают против стереотипов, связанных с ролью тех или иных товаров, и предлагают новый взгляд на них.
Стратегия:
- Создать цель более высокого порядка.
- Начать изнутри компании — сплотиться вокруг лидера или лидерского видения.
- Работать над эмоциональным аспектом.
- Инвестировать средства в собственные каналы коммуникации для своих горячих сторонников, которые будут распространять новые идеи бренда.
- Создать эффектную историю, чтобы подчеркнуть выгоды нового видения.
Почему клиенты реагируют на эту идею? Они соглашаются с вдохновляющей идеей, заключенной в концепции товара.
Пример.
Lark производит вибрирующие браслеты, которые будят пользователя, но при этом не тревожат остальных спящих людей в помещении. На момент публикации книги «Низвержение» компания готовила соглашение с Apple о распространении устройства.
Компания позиционирует свой продукт не как проявление новых технологий, а как устройство, которое меняет качество сна. Благодаря будильнику Lark «улучшает жизнь людей», «повышает энергичность», «Делает их более счастливыми», «укрепляет отношения с близкими». Для Lark важная эмоциональная составляющая бренда.
Основатель Lark Джулиея Ху рассказала, как компании из бизнес-инкубатора привлечь внимание крупных профильных СМИ (TechCrunch, Huffington Post) с помощью вдохновляющих историй о важности сна.
«Компания будущего»
Компании будущего акцентируют внимание на своём технологическом превосходстве по сравнению с лидерами рынка. Они, по мнению челленжеров, относятся к «славному прошлому», которое изжило себя.
Стратегия:
- Указать момент во времени, который отмечает начало новой эпохи.
- Интегрировать использование рекламы, пиара и социальных сетей для создания новостей.
- Выбрать такие каналы и способы презентации своих материалов, чтобы у увидевших их людей возникло впечатление, что материалы уже видели все.
- Извещать общественность о том, сколько людей увлечены идеями вашего бренда через все собственные, платные, заработанные (owned, paid, earned) медиаканалы.
Почему клиенты реагируют на эту идею? «Новые времена требуют новых брендов, и я — человек нового времени».
Пример.
Audi of America вышла на рынок автомобилей класса «люкс», который занимали BMW, Mercedes Benz и Lexus. Благодаря отказу от архаичных образов, связанных с элитарностью, и внедрению технологий компании удалось выделиться на рынке.
Audi of America заявили, что «пора отказаться от громоздких люстр в пользу энергосберегающих светильников» и представили модель автомобиля с эффективным использованием горючего и ЖК-дисплеем, которого не было у конкурентов.
«Создатель новых правил игры»
Бренды, создающие новые правила, не просто позиционируют себя иначе, чем конкуренты, а предлагают потребителю переосмыслить всю категорию. В этом случае важно фокусироваться на качестве инновационного продукта. Позиционирование бренда в качестве «вечного новичка» закрепляет представление о том, что компания меняет правила.
Стратегия:
- Позиционировать продукт в центре любой деятельности компании.
- Тщательно отбирать среду, в которой будет представлена продукция, и отдавать приоритет совершенно неожиданному контексту.
- Не обязательно выходить за рамки собственных правил для привлечения клиентов, пусть это сделает сам продукт.
- Постоянно работать над совершенствованием продукта.
Почему клиенты реагируют на эту идею? Им нравится свежий взгляд на хорошо знакомый рынок. «Ух ты, я никогда об этом не думал с этой точки зрения!»
Пример.
Airbnb предлагает альтернативу отелям во время путешествий — частные дома или квартиры в месте назначения.
Директором по маркетингу и коммуникациям евразийского региона Airbnb Кристофер Лукезич рассказал о целях компании:
Также в интервью Лукезич рассказал, как создать у туриста ощущение, что он у себя дома и как организовать прибыльный бизнес с приоритетом на комфорте пользователей.
«Дерзкий середнячок»
«Дерзкие середнячки» создают иллюзию, что на рынке действуют всего два бренда — они и лидер рынка. При этом они критикуют сложившуюся «монополию» и качество товаров лидера. Таким образом «дерзкие середнячки» психологически упрощают выбор товаров.
Стратегия:
- Критиковать недостатки лидера на рынке.
- Постоянно сравнивать себя с ним и конкурировать во всем.
- Спрашивать мнение пользователей и сообщать о нем всем остальным.
- Постоянно искать новые тактические возможности.
Почему клиенты реагируют на эту идею? К более слабым соперникам на рынке часто испытывают симпатию и сочувствие, руководствуясь мыслью, что уж если и выбирать из двух, то лучше поддержать их.
Пример.
King of Shaves производит косметику для мужчин и противопоставляет себя Gillette. В компании утверждают, что всегда предлагает «на 50% больше».
King of Shaves выпустила «бритвенные облигации», покупая которые клиенты финансировали рекламную кампанию, «которая превзошла бы Gillette». Таким образом бренд сфокусировался на несправедливости рынка и привлёк внимание к проблеме монополизации рынка.
Как использовать модель
Авторы «Низвержения» выделили три случая, в которых могут пригодиться представленные стратегии. Редакция vc.ru приводит описания этих ситуаций.
Запуск нового товара или услуги в развивающейся категории
Повторный запуск нового товара или услуги на оживленном рынке с участием других брендов-челленджеров
Поддержание высокого темпа развития бренда-челленджера
Источник: https://vc.ru/marketing/17569-overthrow
Консерватор
Мы живем для того, чтобы завещать что-то нашим потомкам. Консерватор – это тот человек, который отказывается верить в то, что цель нашего существования заключена в коротком промежутке времени. Он видит, что одной нашей жизни недостаточно, чтобы создать вещи, которые можно достичь при помощи разума и человеческой воли.
Он видит, что люди рождаются в определенные эпохи, и что мы только продолжаем то, что начали другие, а те, кто будет после, продолжат начатое нами. Он видит, что отдельные личности исчезают во времени, тогда как Целое остается, что ряд поколений посвятил себя служению одной идее. Он видит, как народы создают свою историю.
Консерватор размышляет о том, что является эфемерным, что устаревшим, а что не достойным. Он также думает о том, что сохранилось, а что достойно сохранения. Он признает власть, которая связывает прошлое с будущим. Он признает только то, что устойчиво в преходящем настоящем. Его дальновидный взор устремлен за пределы временных горизонтов.
Либерал думает другими категориями. Для него жизнь является самоцелью. Свобода для него является средством прожить жизнь в наслаждениях, что, по его мнению, дает максимум счастья человеку.
Если одно поколение, наслаждавшееся жизнью, сменит другое, которое пойдет по тому же пути, тогда будет гарантировано всеобщее благоденствие, так же как и личное благосостояние либерала, которое всегда стоит на первом месте. Либерал однако осторожен при употреблении слов, относящихся к удовольствиям. Он предпочитает говорить о прогрессе.
Он считает, что люди непрерывно совершенствовали средства улучшения жизни, и с помощью прогресса они постепенно придут к совершенству. Таким образом, либералы пытаются обобщить понятия, чтобы увести взгляды от эгоизма, который изобрел и либерализм, и даже собственную философию. Консерватор раскрыл это надувательство.
Либерал должен признать, что все, что он делает как индивидуум, зависит от жизненных условий существующего сообщества. Он должен признать, что если либерализм не считается с этими условиями и обязательствами, он будет пожинать плоды, которые вырастил до него его предшественник – консерватизм.
Революционер придерживается другого мнения. Он не хочет что-либо создавать. Его непосредственная цель состоит в том, чтобы разрушать и ниспровергать. Он отрекается от прошлого и клянется в верности будущему. Он говорит о тысячелетии, которое должно когда-то наступить, но все это мистическая фикция, которая вряд ли когда наступит в будущем.
Революционер разделяет либеральную идею прогресса. Или, скорее, он предполагает ее, перепрыгивая от реализма к утопии.
Он разделяет с либералом биологическую иллюзию, которая доминировала в мышлении девятнадцатого века и продолжает сохраняться в двадцатом – что жизнь основана на эволюции и, следовательно, что эволюционные возможности всех человеческих дел безграничны.
Консерватор не признает никакой эволюции, а только генезис. Он, конечно, не отрицает факта развития. Но консерватор утверждает, что ничто не может развиваться, что не существовало прежде. Развитие – это вторичное явление, а первичным является происхождение. Мы можем исследовать историю всех времен и народов, но никогда не сможем обнаружить признаков прогресса.
Мы увидим лишь ценности, созданные везде, где были люди сильной воли или мощнейшие народные движения. Если мы зададимся вопросом, как они возникли, то увидим, что Природа как история не знает прогресса, а лишь непрерывность, то есть традицию. Ценности – это вопрос милости. Они возникают внезапно, спонтанно, демонически, когда наступает их время.
Когда рационалисты преднамеренно хотят «воссоздать» ценности – независимо от того реакционным или прогрессивным является их намерение – их творческая сила покидает их. Так как люди изобрели идею прогресса, то был лишь один регресс. В итоге начался век либерализма. Консерватор оправданно полагает, что вся наша эпоха безвозвратно потеряна.
Революционер полагает, что до настоящего дня мир всегда шел по неправильному пути, и что наше единственное спасение состоит в новой организации жизни. Либерал, как всегда, неисправим.
Даже перед лицом катастрофы он утверждает, что существует демократический прогресс, и отрицал бы, что наши враги, исходя именно из либеральных принципов, эксплуатировали эти знания для войны, в которой мы стали жертвой. Он будет отрицать, что из-за его принципов Германия находится в столь бедственном положении, а в Европе происходит упадок.
Консерватор теперь пытается найти то место, с которого можно будет начать заново. Он одновременно является и консерватором, и бунтовщиком. Он задается вопросом: что достойно сохранения? Это является общим для консерватора и революционера, они оба презирают ложь, мелочность, лицемерие и крючкотворство, которые всегда находятся в запасе у либерала.
Либерал – это враг консерватора. Консерватора высокого мнения относительно людей – и в то же самое время низкого.
Он знает, что люди могут достичь вещей, достойных всеобщего уважения, когда они объединяются для защиты свое существование, борьбы за свое будущее и утверждения своей свободы.
Но консерватор не идет на самообман: он знает, что, когда люди или народы или эпохи дают своему эгоизму свободу действий, живут ради своих вожделений, то их существование становится подобным грязи.
Немецкая революция была делом рук либералов, а не революционеров. В этом была ее гибель. Ее творили оппортунисты, а не фанатики. Это была пацифистская революция, направленная на завершение войны, бремя которой стало невыносимым, а продолжение казалось бесцельным.
Революция не имела собственных идеалов, но использовала идеологию, интерпретаторы которой доверяли обещаниям, пришедшим с Запада, родины либерализма. С революцией они надеялись изменить конституцию и, сдавшись на милость врага, выхлопотать для себя такие условия, которые бы позволили им продолжать жить дальше.
Либеральным тенденциям, которые присущи всем демократическим партиям, дали ход и, в конце концов, социал-демократы обрушили на наши головы девятое ноября.
Немецкий социализм был еще и развращен либерализмом. Его базовая идея социальной справедливости была взята из эпохи просвещения, которая передавала яркие, цветные шарики «прогресса», «свободы», «равенства» и «братства» из рук в руки, и являлось не чем иным как приспособленчеством.
Социал-демократическая партия стала партией «эволюции» в специфическом значении этого слова, которое характеризовало девятнадцатый век, и перенесла идею «эволюции» из области естествознания в сферу универсальной истории. Поражает то, что эта партия не уделяла внимания вопросу происхождения.
Почему она проигнорировала проблемы пространства и населения? Почему она не обращала внимания на тот факт, что трудолюбивые и растущие народы должны возвеличиваться, а вырождающиеся и потребительские должны ослабевать? Это должно было быть вопросом жизненно важным для партии, которая постоянно говорила о социальной справедливости.
Основной принцип такой партии должен был быть таким, который предполагал, что социальная справедливость могла бы быть у людей, страт и классов тогда, если бы была социальная справедливость среди народов.
Однако немецкая социал-демократия приспособилась к эпохе либерализма и очень быстро сменила свой революционный галоп на парламентскую рысцу. Партия ушла в оппозицию и единственным проявлением их радикализма являлась критика, которую – в типично немецком стиле – она направила против правительства своей собственной страны.
Это была партия мелких буржуев, которые называли себя интернационалистами и которых не беспокоили международные условия, столь важные для существования их собственного национального государства. Немецкие социал-демократы были настолько одержимы внутренней политикой, что полностью забыли о внешней политике.
Maркс убедил их, что диктатура пролетариата устранит любые национальные противоречия между народами!
Поэтому социал-демократы ждали того дня, когда наступит эта диктатура, но не заметили, что классовая борьба сменилась борьбой между народами. Они полностью погрязли в своей Эрфуртской программе, в которой были изложены законы о защите рабочих, отделении Церкви от государства, школах, правах женщин, свободе вероисповедания и т. д.
, но вопросы реальной политики в ней не затрагивались: что решать с миром и войной нужно было, по мнению социал-демократов, оставить решать «представителям народа», а международные ссоры выяснять с «помощью арбитража». Понятно, почему мировая война застала такую партию врасплох.
Они предвидели, что приближается «серьезный переполох», но упустили более глубокие проблемы, лежащие в его основе.
Ни одна партия, возможно, не была менее квалифицирована, чем социал-демократы, чтобы взять в свои руки управление революцией, которая была вызвана скорее внутренними, а не внешними причинами. Если бы она была успешной, то были бы нужны мировые революционеры, но их не было.
Истинная немецкая социалистическая революция должна была завершиться заключением социалистического мира, который бы даровал всем народам одинаковые права, а не «либеральным» миром, который попирал права своего народа.
Она не должна была закончиться западническим, капиталистическим версальским миром, который был диктатом группы государств над отдельной страной, которые провозгласили, что менее трудолюбивые нации будут присваивать себе излишки труда более трудолюбивых людей.
Люди должны быть подготовлены к революции заранее. У революции имеется собственная традиция, которая заключена в духе бунтовщиков.
Она зависит от людей, которые ее творят, а они, в свою очередь, зависят от гениальности народа, к которому принадлежат, или ее недостатка. И от того, насколько они связаны с судьбой народа, когда столь многие из них называют себя интернационалистами.
Гений немецкого народа не революционный. И, конечно, не либеральный. Он консервативный. Поэтому Революция была всего лишь интермедией.
Перевод Леонида Савина.
Источник: https://pluriversum.org/opinion/ideokratiya/conservative/
Психология страха перемен. Куда несет нас консервативное течение в политике и как мыслят избиратели-консерваторы
Человек консервативного склада забрасывает удочку не рыбы для, а удовольствия ради. И это не фигура речи и даже не эвфемизм. Если бы единственной целью был улов, мы бы выбирали себе лучшую снасть последней модели и без конца бегали вдоль реки в поисках клева.
Но чаще всего мы (то есть настоящие поклонники рыбалки) неподвижно сидим на излюбленном месте, встречая рассвет и провожая закат, разговаривая шепотом и смиренно отгоняя комаров.
Всё потому, что процесс куда важнее результата, и даже с пустыми руками рыбак возвращается домой удовлетворенным.
Этот простой пример Оукшотт приводит, говоря о «бытовом консерватизме»: он начинается там, где рыбалка превращается в ритуал.
Хотя эссе английского философа было опубликовано еще в 1956 году, описанный им образ жив и сегодня.
Выход Великобритании из ЕС, избрание Трампа — главной движущей силой этих политических «шоков» стало консервативно настроенное общество.
И если бытовой консерватизм, который присущ практически каждому из нас (как показывает пример с рыбалкой), едва ли изменит ход истории, то консерватизм политический может круто повернуть течение общественной жизни.
Ярлык консерватора в свое время повесили и на Оукшотта — в частности, за это эссе и критику государственного планирования.
Но такая интерпретация слишком утрированна и однобока: его вклад в философию не ограничивается политикой, которую он рассматривал лишь как одно из звеньев системы человеческой жизни.
Оукшотт придавал большое значение психологии индивида и его свободе во всех сферах — отсюда и сомнения в том, что политика исчерпывается постановкой и достижением сугубо политических целей.
В своей работе британский мыслитель рисует портрет современного ему консервативного человека, предпочитающего «привычное неизвестному, данное — скрытому; опробованное — неопробованному; реальное — возможному; ограниченное — неограниченному; меру — избытку; пригодное — всеобъемлющему; радость — утопическому счастью». Мы называем консерватором того, кто беспрестанно вздыхает: «Раньше было лучше!..» — и критикует все современное. У Оукшотта же это ностальгический тип, он ценит настоящее и то, что имеет сегодня, но рассматривает все данное ему как подарок судьбы или наследство из прошлого.
Иными словами, консервативный человек очень зависим от вещей, которыми обладает, и потому боится их потерять.
Боль от утраты привычного куда сильнее возможной радости от обретения нового, каким бы многообещающим оно ни казалось. И речь не о высоких материях. Главная осязаемая ценность в нашем хрупком изменчивом мире — частная собственность. Именно это право консервативный человек ставит выше остальных.
Такой тип мышления, утверждает Оукшотт, чаще всего свойствен пожилым людям. Накопленный за годы жизни капитал обратно пропорционален ожиданиям и авантюризму, с которым мы готовы идти ва-банк. Однако философ рисует портрет не только возрастной, но и социально-психологический. Консервативное поведение — это еще и способ взаимодействия с современной средой и ее раздражителями.
И вдруг нам становится страшно что-то менять
Но вот парадокс: современный человек, кажется, жаждет перемен, а история народов предстает бурным потоком авантюр и изменений. То, что не подвергается обновлению, теряет в качестве.
Консерватор в таком случае должен отчаянно грести против течения прогресса, ловя на себе сочувственные и иногда презрительные взгляды.
Но как показывает пример с рыбалкой, есть ситуации (и их в жизни предостаточно), в которых подобное поведение неизбежно.
Отношения между людьми, построенные не на взаимной выгоде, носят консервативный характер, и вот почему.
Если в кофейне напротив дома готовят омерзительное пойло, мы, скорее, сходим к их конкурентам через дорогу.
Если же невкусный кофе сварит ваш лучший друг или родственник, это едва ли станет достаточно веской причиной, чтобы его «расфрендить» и искать нового приятеля (или — еще хуже — новую семью).
Здесь Оукшотт, как и многие западные философы, вторит Аристотелю: отец науки еще в «Никомаховой этике» определял истинную дружбу как основанную на добродетели, имеющую цель в самой себе, а не в выгоде или удовольствии. Нет места любви там, где во главу углу ставится польза, в этом сходятся оба мыслителя, которых разделяют более двадцати столетий. То же относится и к семейным, и к любовным отношениям.
Потому потерю близкого друга нельзя восполнить приобретением нового, каким бы замечательным он ни был. Это необратимый дефект, и, теряя что-то хорошо изученное, мы заранее проигрываем.
Тем нелепее звучат знаменитые слова Фауста: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» В парадигме консервативных отношений, где цену имеют стабильные связи и долгое обладание, совершенно не работает принцип carpe diem (лат. «лови день»). Вместо этого, боясь перемен, мы скажем: «Останься со мной, потому что мне с тобой хорошо и я к тебе привык».
Постоянное поддержание status quo может быть не самым рациональным вариантом — но всегда остается самым удобным.
Консерватор в этом случае напоминает игрока из дилеммы заключенного, наивно полагающего, что максимизирует выигрыш, сохраняя свой начальный капитал, и не учитывающего решений сокамерников.
Ни очевидная польза новых связей, ни их объективные преимущества перед старыми не окупают слишком больших издержек переключения, которые предполагает консервативное поведение. Изменения для таких людей всегда проигрыш и лишение, а потому необходима компенсация.
При этом следует разделять понятия «изменения» и «обновления»: первым мы «позволяем проходить сквозь нас», а вторые, напротив, «планируем и внедряем в жизнь сами». Внезапным переворотам люди предпочитают незначительные и постепенные изменения, и желательно, чтобы они не несли в себе ничего нового, — в противном случае даже смена времен года вызывала бы страх и тревогу.
Консервативная позиция — это попытка избежать боли, проходя сквозь череду изменений.
Здесь снова будет нелишним вспомнить мудрых греков, но на этот раз Эпикура и его гедонистическое учение. Высшей целью жизни он считал удовольствие, к которому можно прийти только посредством атараксии, то есть освобождения от боли и страдания.
Эпикур предупреждает: удовлетворение всех желаний не сделает нас счастливыми, поскольку мы постоянно будем испытывать нужду, потакая своим прихотям. Гораздо удобнее ничего не вожделеть, умеренно потребляя доступные блага.
Выходит, консерваторы стремятся к гедонистическому счастью.
Подтверждения того, что консервативное поведение присуще всем людям, можно найти и в нашей культуре, в частности — в фольклоре, в русских пословицах и поговорках: «На чужой каравай рот не разевай», «Поспешишь — людей насмешишь», «Смолоду наживай, а под старость проживай» и др.
Даже легкомысленная поп-музыка подчас оказывается рупором консервативных идей.
Если внимательно вслушаться в поп-музыку (и попытаться найти там смысл), то выясняется, что а) поют почти всегда про любовь; б) в лирических композициях обязательно присутствуют временные маркеры обладания: «навсегда», «вечно» и т. п.; в) герои часто испытывают страх потерять объект любви.
Но давайте все же обратимся к более надежным детерминантам европейской культуры, чем поп-музыка, — например, к древнегреческой мифологии. Мифы входят в наш быт и речь, перерождаются в живописи и литературе, и мы невольно впитываем нравоучения эллинов.
Так, на каждый европейский язык можно перевести фразу «открыть ящик Пандоры» — и быть понятым. Неудачное творение Зевса, любопытная девушка, вопреки воле громовержца, отворила ларец, из которого по миру разлетелись беды и несчастья.
Миф о Пандоре — это предупреждение: тяга к новому и неизведанному влечет за собой ужасные последствия, не открывайте, дети, подозрительные ящики, даже если очень интересно.
Другой пример — история Аполлона и Дафны. Пораженный стрелой Амура бог безнадежно влюбился в прекрасную нимфу. Увидев ее распущенные волосы, он воскликнул: «Если они так очаровательны в своем беспорядке, какие же они, когда убраны?» Греческая мифология полна тонких психологических наблюдений.
Даже будучи опьяненным чарами любви, Аполлон чувствует какое-то раздражение от хаоса, который олицетворяют распущенные волосы Дафны.
«Причесать», упорядочить — побуждения, несомненно, консервативного толка.
Выходит, это не консервативный человек плывет в одиночку против течения, а течение консервативно само по себе, в наших головах и в нашей культуре.
Так замыкается круг
Если же говорить о политике, то консерватор закономерно видит единственной задачей власти правление, а не улучшение или учение.
Что такое государство, спрашивает он себя, и в чем оно умнее меня, чтобы давать мне советы, как я должен жить? Его можно сравнить с ведущим политических дебатов, от которого требуют лишь направлять ход беседы, но не вмешиваться в нее.
Власть в этой игре индифферентна к истине и не навязывает ее обществу, а заботится только о мире внутри системы.
Мечта консерватора — это бесконфликтные отношения как с государством, так и с другими гражданами, в первую очередь ради того, чтобы избежать смуты, которая может привести к потере его главной ценности — частной собственности.
Он ревностно оберегает свое личное пространство и требует от государства того же, взамен гарантируя абсолютный самоконтроль при принятии свободных решений.
Таким образом, между индивидом и властью признаются исключительно отношения vinculum juris (лат. «правовые узы»).
Если каждый гражданин, думает консервативный человек, будет контролировать себя и принимать свободные решения, в обществе установится равновесие различных интересов и желанная стабильность.
Как в своей личной, так и в политической жизни консерватор с опаской смотрит на обновления, которые приходят вместе с законами.
Последние, на его взгляд, должны отражать текущие изменения в жизни общества, коррелировать с ними, но ни в коем случае не предварять их.
Чтобы реконструировать или даже слегка модифицировать установленный порядок, необходим весомый повод, а законы, принятые не в соответствии с консервативными алгоритмами, — это уже не законы, а посягательство на свободу и стабильность.
Потому-то консерваторы и считают, что политика — деятельность не для молодых, и не из-за их неопытности, а из-за предпочтений и взглядов, свойственных юности. Ничто не заключено в статичную форму и не определено заранее; все возможно и привлекательно.
Мир — это зеркало, отражающее желания — но, к сожалению, не последствия.
Беззаботно и с энтузиазмом шагая в новый день, молодые люди совершенно не чувствуют груза ответственности за свои решения. Именно такие упреки мы часто слышим от старшего поколения.
Однако все рассуждения о влиянии консервативного мышления на современную нам действительность кажутся голословными без конкретных примеров.
Последние президентские выборы в США прошли два года назад, а отголоски возмущения и недоумения по поводу их результатов слышны до сих пор.
Победу кандидату от Республиканской партии Дональду Трампу обеспечила популистская консервативная повестка (и своеобразная избирательная система в США, но это уже другая история).
Для традиционно «красных» штатов: Юга, Среднего Запада и Аляски — сирена к мобилизации прозвучала еще в 2008 году, когда Барак Обама с его левой программой пришел к власти в первый раз. Он посягнул на ценности, которые в консервативной парадигме святы и неприкосновенны.
Здесь и увеличение федеральных расходов, и усиление государственного контроля, и попытки национализировать часть экономики через реформу здравоохранения. Свобода, как рыночная, так и личностная, концепция «ограниченного правительства» вдруг оказались под угрозой.
Все это повлекло за собой волну консервативных протестов, самым масштабным из которых стало «Движение чаепития» в марте 2010 года.
Надо ли говорить, что почва для популистских высказываний Трампа, находящих отклик у электората, была более чем благодатной. Пообещав оберегать традиционные ценности, чтить букву закона и гарантировав неприкосновенность частной собственности, 45-й президент США завоевал свою аудиторию, необходимую для рокового исхода выборов.
Источник: https://knife.media/conservative/
Консерватор и имитатор
«Не является ли Владимир Путин родственным нам по духу консерватором?».
Таков зачин наделавшей много шума в Америке статьи Патрика Бьюкенена, видного деятеля правого лагеря и политического комментатора; в прошлом он был спичрайтером Ричарда Никсона и Рональда Рейгана и даже баллотировался в президенты США.
«Я очарован выступлениями Путина в защиту традиционализма», признается Бьюкенен. «В борьбе приверженцев антагонистических систем ценностей за будущее человечества, разве он нам не союзник?», задается вопросом автор.
В последнем послании Путина Федеральному собранию консерватор Патрик Бьюкенен особо выделяет фразу, бичующую адептов современной морали, которые-де пошли намного дальше отстаивания свободы совести, политических взглядов и неприкосновенности частной жизни и распахнули объятия «бесполой и бесплодной толерантности».
То есть принципу равенства традиционного и однополого браков. Носители современной морали также якобы санкционируют промискуитет, порнографию и аборты по требованию. «Все это равносильно признанию равенства добра и зла», приводит Бьюкенен слова Путина, не оставляющие у него сомнений в векторе нравственных ориентиров российского президента.
«Если Рейган совершенно справедливо назвал СССР „империей зла, — пишет Бьюкенен, — то, как дает понять нам Путин, в 21-м веке подобной сомнительной чести может удостоиться Америка Барака Обамы, переживающая последовательную дехристианизацию и рецидив язычества“. Никаких околичностей и экивоков.
Путин, настаивает автор, абсолютно прав, утверждая, что модернистские ценности навязываются человечеству, если не всегда с помощью военной силы, то неизменно недемократическим путем, сверху, через суды, а не парламенты, ибо они не имеют корней в национальной культуре и отвергаются подавляющим большинством населения.
Путин прекрасно видит, считает Бьюкенен, что поляризация в сегодняшнем мире проходит по отношению к прогрессистской и традиционной морали. И хорошо, что у последней есть сильный сторонник в лице руководителя крупной мировой державы.
Итак, в симпатиях к традиционалисту Путину открыто признался один видный деятель правого лагеря в Америке. Первая ли эта ласточка? Брезжит ли на горизонте построение под эгидой России консервативного интернационала, как некогда под началом СССР был создан коммунистический интернационал? На этот вопрос отвечает профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Владимир Паперный.
— Дело в том, что главная профессия Патрика Бьюкенена — это провокатор. Он не боится делать заявления, которые шокируют как его друзей справа, так и его врагов слева. Причем, ему явно больше удовольствия доставляет шокировать своих друзей справа.
Это явно такого типа заявление, когда человек, которые себя всегда последовательно называл правым, говорит, что для нас теперь почти союзник Путин.
Это, по-моему, подарок для левых, которые скажут, ну вот мы видим истинное лицо американских консерваторов, и некий шок для его правых друзей.
Для Владимира Паперного статья Бьюкенена содержательно малоинтересна, хотя и провокативна. Заключается ли в этом обстоятельстве смысл ее написания?
— Для нового поколения, для молодых людей он вообще неизвестная фигура. Поэтому, возможно, одна из целей — это привлечь людей, которые о нем никогда не слышали. Конечно, это игра для Бьюкенена.
Если посмотреть на то, что говорил Путин и чего он не говорил, то понятно, что у него нет никакой консервативной истории. Они никогда не был консерватором.
Он, скорее всего, можно предположить, никогда не разделял никакой идеологии.
»То, что говорит сейчас Путин, это сознательная имитация консерватизма в угоду каким-то сиюминутным политическим расчетам, в которые вполне вписывается идея консервативного интернационала», — замечает Владимир Паперный.
В этом же ключе следует, наверное, рассматривать недавнюю встречу Путина с Папой Римским, ибо католическая церковь, в представлениях многих, является оплотом идеологии традиционализма.
По мнению профессора Паперного, вся эта затея, однако, способна увлечь Кремль куда больше, чем номинальных соратников Патрика Бьюкенена в Америке. Для думающих правых Бьюкенен был всегда немного шарлатаном.
Остается, конечно, основная масса консерваторов, и она достаточно многочисленна, но ее демографический вес в США падает, вероятность побед прогрессистов-демократов на президентских выборах становится все больше, и Россия, увлеченная игрой в консерватизм, не может игнорировать и этот тренд.
Сходным образом высказался о Бьюкенене другой наш собеседник, профессор университета штата Мичиган Владимир Шляпентох. По его мнению, Бьюкенен является маргинальным политиком США. Его влияние на политический процесс невелико, и его слова большого веса для американской политики, по-моему, не имеют.
Кремль, разумеется, в курсе того, что у политкорректных прогрессистских ценностей на Западе и в США, в частности, много противников, но это отнюдь не значит, что он способен легко сделать их своими союзниками, — отмечает профессор Шляпентох.
Правда, Кремль может черпать для себя оптимизм, пусть небольшой, так это в склонности части западных правых очаровываться сильными личностями, провозглашающими внешне консервативные лозунги об общественном порядке и традиционном семейном укладе.
Как было, например, с Гитлером, Муссолини, Франко, имевшими поначалу своих почитателей в консервативных кругах демократических стран.
— Тогда это было очень мощное движение. В него были вовлечены крупнейшие политические фигуры. Но сравнение этих бизонов, по-моему, мало что нам даст. Посудите, у Путина образ на Западе настолько неблагоприятный, что допустить, что Fox или другие консервативные издания, будут цитировать его регулярно и позитивно, очень трудно, — считает Владимир Шляпентох.
Очарование западных правых диктаторами быстро проходило, стоило им разглядеть за консервативными лозунгами отнюдь не консервативную суть декларировавших их режимов.
И очарование Путиным горстки американских консерваторов, убежден Владимир Шляпентох, тоже пройдет, как только они поймут агрессивную националистическую сущность путинского традиционализма.
«Я бы им, к примеру, предъявил заявления Дмитрия Киселева на прокремлевском канале ВГТРК о том, что Евромайдан в Киеве устроила Швеция, обуреваемая жаждой реванша за Полтаву», — сказал профессор Шляпентох.
Ни Владимир Паперный, ни Владимир Шляпентох не причисляют себя к консерваторам. Желая услышать оценку того, что написал Бьюкенен, так сказать, «изнутри», мы обратились к известному консервативному комментатору, профессору университета Калифорнии во Фресно Брюсу Торнтону. Вот как он ответил на вопрос об однополых браках:
— Бьюкенен отчасти прав. В Калифорнии, например, по итогам референдума однополые браки были объявлены незаконными, но штатные суды это волеизъявление народа аннулировали, признав его антиконституционным, и Верховный суд по процедурным мотивам отклонил жалобу организаторов референдума на нижестоящие суды.
Бьюкенен, правда, умалчивает, что в других штатах это не произошло, и там подобные референдумы остаются в силе. Не говорит он также о том, что консерваторы идут за народом, не пытаясь навязывать ему новые ценности, а ожидая, пока он сам до них не дорастет.
Так вот, в том, что касается однополых браков, эти ценности претерпевают в Америке эволюцию, не благоприятствующую консерваторам, и с этим им необходимо считаться, если они хотят оставаться выразителями народных настроений.
Не знаю, что Бьюкенен может на это возразить, признается Брюс Торнтон. «Конечно, он прав, что верующего христианина не может не тревожить нынешний духовный крен в развитии страны.
Не может не тревожить забвение завета отцов-основателей Америки, в том числе деистов, таких, как Томас Джефферсон, что свободное, индивидуалистическое общество не способно выжить без трансцендентных идеалов.
Однако, нападая на прогрессистскую мораль, Бьюкенен игнорирует другой важный идеал консерваторов — уважение свободы личности».
— Мне не очень ясно, как человек, называющий себя консерватором, может привлекать к защите своих моральных воззрений государство в лице судов или легислатуры, что делает Бьюкенен, когда речь заходит о религии, однополых браках, абортах, порнографии и так далее. Для консерватора в Америке вся эта проблематика находится в ведении отдельных штатов, а не федеральной власти.
Таким образом, через децентрализацию общество как бы экспериментирует с разными моделями нравственного устройства, эмпирически определяя их пригодность для того или иного человеческого коллектива. «Кесарю — кесарево», как сказал Христос. Вера — это для личной, семейной или общественной жизни, не для политики. Не жди ничего хорошего, когда в эту сферу вторгается государство.
Патрик Бьюкенен отказывается признавать, — отмечает Торнтон, — что традиционную семью в США поколебали не единичные браки геев и лесбиянок, а тотальная либерализация бракоразводного законодательства, что, в свою очередь, явилось следствием глубокой социально-экономической трансформации американского общества, а вовсе не злой воли секулярных прогрессистов, как считают Бьюкенен и его единомышленники. «И мне просто интересно, — заключил калифорнийский профессор, — что Владимир Путин, не замеченный в чрезмерном почитании политических, экономических и социальных свобод, может предложить оригинального консервативной Америке, чтобы остановить „ползучий секуляризм“ и повернуть вспять эту трансформацию. „Он даже не предложил российского гражданства Патрику Бьюкенену, и я очень сомневаюсь, что тот примет подобное предложение, даже если оно будет сделано“.
Источник: https://news.rambler.ru/politics/22970344-konservator-i-imitator/